Храм в честь Иверской иконы Божией Матери, село Покосное
Иркутская митрополия, Братская епархия.

Авторизация

E-mail:
Пароль:
Новости
Объявления
  • 16 Сентябрь 2017
    Что бы принять Таинство Крещения , необходимо прослушать две  Огласительных беседы . Первая Огласительная беседа состоится 2октября (понедельник)  - в 18-00. 
    24 Октябрь 2014
    Эстрадный исполнитель Александр Барыкин многим известен по песне "Букет". И мало кто знает, что еще в 2002 году был записан альбом "Молись, дитя!", где Александр предстает перед нами как исполнитель православных духовных песен в современной обработке. Песни можно прослушать и скачать на нашем сайте в разделе "Медиатека". 

Открытое письмо директора православной гимназии г.Братска прот.Андрея Скрынько.

 

Открытое письмо.

Наша негосударственная школа - не попытка создать альтернативное государственному образование и не стремление противо­поставить свои взгляды и возможности - сущес­твующей государственной школе. Это - попытка дополнить современный образовательный про­цесс теми уникальными возможностями, которые становятся доступны человеку при помощи Божией. Прежде всего, это опора воспитательной и образова­тельной деятельности на твердые основы христианской нравствен­ности. Далее, это возврат в школу традиций се­мейных отношений не только между педагогами и учениками, но и среди школьников. Это также искренняя любовь к своему историческому Оте­честву, практический труд, деятельный отдых и здоровый образ жизни как ценности, к которым приобщаются воспитанники в стенах нашей шко­лы и вне ее. Думается, что все это могло бы давать не просто прекрасные, но и необходимые для на­шего города и нашей страны плоды. Однако...

Однако, негосударственная школа - это школа, «отделенная от государства» и соединить усилия государства и Церкви так и не удалось. Все 13 лет существования наша школа воспринимается представителями власти как повод переложить свою государственную ответственность (обес­печение бесплатного среднего образования) на плечи тех, кто захотел чего-то большего, чем то, что может дать сегодня государственная школа. Но лучшее возможно только вместе, а не врозь! А к ученикам православной школы в нашем Оте­честве относятся не по-отечески: будто мы не сыновья, а постылые пасынки. Если в государс­твенные школы из регионального бюджета выде­ляется более 25 тыс. рублей в год на ученика для обеспечения образовательного процесса и более 4 тыс. из городского на содержание муниципаль­ных школьных зданий, то наша школа получает из регионального бюджета 8,8 тыс. руб. на ученика в год и претендовать на большее - «незаконно», а городская администрация сегодня заявляет, что тратиться на коммунальные расходы для негосу­дарственной школы не обязана и не имеет закон­ных оснований. Более того, мы и помещение, как

теперь оказалось, занимаем напрасно, лучше бы в нем были группы детского сада, в которых сегодня город остро нуждается: более 8 тыс. детей в оче­реди. В единственной православной школе город так остро не нуждается, считает наша городская администрация.

Таким образом, получается: протягиваешь руку помощи, чтобы сообща сделать лучше то, что есть, а тебе в эту руку вкладывают всю проблему цели­ком, и вот уже эта рука превращается в просящую милости. Родители нашей школы отдают в нее 7% своего семейного дохода. Это - вынужденный до­полнительный «налог на образование», потому что все основные налоги они честно платят как граждане своего государства. В том числе, и на образование. Однако право на государственное обеспечение образования они теряют, если пере­ходят учиться в негосударственную школу. Дума­ется, в этом странном, сложившемся в чиновничь­ей среде подходе, - главная проблема.

Проистекающая из этого материальная нужда -проблема вторичная, хотя не менее болезненная. Годовой дефицит школьного бюджета в 3,5 милли­она только по фонду оплаты труда - это не просто ощутимо, это - недоступно для нашего прихода, являющегося учредителем школы. Капитальный ремонт здания при таких обстоятельствах - вещь совершенно нереальная. А нам необходимо про­извести строительство новой крыши (оценивается в 5 млн руб); капитальный ремонт в новом здании, которое предлагается для отделения гимназии в Падунском районе (по адресу Макаренко, 22) и оценивается почти в 9 млн. руб.; ремонт тепловых сетей, спортивного зала, оборудование для учеб­ных кабинетов физики и химии...

Мы можем и хотим помогать в ре­шении важных государственных за­дач (например, в воспитании достой­ных граждан для нашего Отечества), но мы не можем и не должны делать это вместо государства. Если в отношении к православным школам не произойдет изменений, это приведет к дальнейшему закрытию их по всей стране и в на­шем городе в частности (их уже сегодня осталось 117 из 160, бывших в 2000 году). И это не укрепит доверия людей к государству и правительству.

Что-то надо делать. Мы пока боремся за жизнь на грани выживания и ждем изменений. 8 лет на­зад у нас было 218 учеников, сегодня - 160, и нам же еще ставится в вину малочисленность школы. За 7 лет мы выпустили в жизнь «всего» 47 учени­ков. Однако над каждым мы трудились честно и добросовестно. Ни один из них не потерялся в жизни. Они уже создали несколько семей и вос­питывают детей. 30 из наших выпускников про­должили свое обучение на бюджетной основе в высших учебных заведениях по всей стране: Вла­дивосток, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Воронеж... Все остальные тоже получают дальнейшее образование. И каж­дый надеется быть полезным своей стране. Не­ужели, не надо?

 

Директор Православной гимназии г. Братска протоиерей АНДРЕЙ СКРЫНЬКО

10.10.2010

ВЫЖИВЕТ ЛИ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ.    

 

Татьяна Ястремская

"Свободные новости", № 38 (15 окт.)

 

Чтобы ответить на открытое пись­мо, мы обратились в департамент образования Братска. Там заверили, что закрывать православную гимназию не планируется, да и нет таких полномочий ни у администрации, ни у самого депар­тамента. Любое образовательное учреж­дение имеет право на жизнь, в том числе, негосударственное. И администрация многократно помогала гимназии выжи­вать.

Вот цифры: расходы местного бюджета на оплату коммунальных услуг по здани­ям и помещениям, занимаемым гимна­зией, в 2010 году составляют 898 тысяч рублей. Свою деятельность 'гимназия осуществляет на базе трёх зданий, на­ходящихся в муниципальном имуществе: в Энергетике - на базе детского сада № 84, на площади в 470 кв. метров, в Цент­ральном округе Православная гимназия располагается в здании бывшего детского сада общей площадью 2 908 кв. метров. Также в безвозмездном пользовании Пра­вославной гимназии находится здание бывшего диагностического центра по ад­ресу ул. Макаренко, 22. И коммунальные услуги по всем этим помещениям опла­чиваются из средств городского бюджета.

Кроме того, за счёт средств субвенций, выделяемых из областного бюджета, ли­цей №1 содержит 4,4 ставки сторожей, ко­торые охраняют недействующее здание на ул. Макаренко. Плюс к этому из бюджета города были выделены средства на орга­низацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью в разме­ре 326 тыс. руб.

Численность учащихся гимназии - всего 142 человека. В этом и есть вся «соль» вопроса, поскольку используется «по-душевая» система финансирования и оплаты труда работников образования. Деньги поступают из областного бюдже­та в виде субвенции, которая рассчиты­вается в зависимости от количества уче­ников. Классов в среднестатистической школе должно быть больше двадцати со средней наполняемостью 25 учеников в каждом. А в православной гимназии их всего 142. Вот и субвенции поступают такие мизерные, что на оплату труда пе­дагогов и воспитателей не хватает.

У православной гимназии нет соци­ального заказа, то есть, это образователь­ное учреждение не пользуется большим спросом среди населения. По признанию некоторых мам, своих детей они отдали обучаться в начальное звено гимназии

 

только потому, что там удобный график занятий, полный день занятости. Кон­тингент учащихся гимназии, особенно среднего и старшего звена, на протяже­нии ряда лет в целом снижается, об этом говорится и в открытом письме. Уровень качества образования не достаточно вы­сок: в гимназии особое место уделяют религиозным учениям, удаляя на второй план основную общеобразовательную программу.

А тем временем, в здании, которое за­нимает гимназия в Центральном округе, можно было бы разместить 12 детсадовс­ких групп и сократить нехватку дошколь­ных учреждений на 250 мест. В Энергети­ке, в здании детского сада № 84 можно было бы открыть группы на 75 мест. В то же время, общеобразовательные школы Братска наполнены на 55%, а это значит, что ученикам православной гимназии найдётся место в любой школе города.

Многие пункты открытого письма ука­заны верно: администрация действитель­но не обязана тратиться на коммуналь­ные расходы негосударственной школы, оказание финансовой поддержки гимна­зии не имеет под собой чёткой правовой основы. Следует также признать, что православная гимназия действительно вносит большой вклад в патриотичес­кое и духовное воспитание детей. Одна­ко не стоит утверждать, как это сделано в открытом письме, что воспитанием достойных граждан для Отечества гим­назия занимается вместо государства. В государственных общеобразовательных учреждениях так же осуществляется программа патриотического воспита­ния. А если привести в пример кадетс­кие классы, существующие в Братске и пользующиеся спросом, то вышеуказан­ное заявление, прозвучавшее в открытом письме, и вовсе голословно. Кстати, на­верняка, по примеру кадетских классов, можно было бы создать православные классы в обычных школах, либо ввести специальный курс, либо заниматься с детьми в церковно-приходских школах, не занимая при этом отдельных зданий. Либо, для продолжения своей деятель­ности, православной гимназии необхо­димо увеличить число учащихся. Тогда увеличится и субвенция.

Уделять особое внимание религиозно­му воспитанию детей и не испытывать при этом колоссальных материальных нужд - возможно. Но, видимо, только с Божьей помощью...

 

Давайте подумаем вместе.

Директор Православной гимназии протоиерей Андрей Скрынько.

 

Как бы ни было внешне похоже, но пуб­ликация «Открытого письма» и ответа на него вызваны не желанием развернуть полемику. Или, во всяком случае, не с адми­нистрацией. Целью является ознакомить тех, кто интересуется вопросом: в чем же, собс­твенно, состоит проблема? И еще, что более важно, попытаться призвать православную общественность нашего города к серьезному размышлению над вопросом: что же силятся сохранить те, кто сегодня тащит на своих плечах этот «чемодан без ручки», и что в Пра­вославной гимназии оказалось не так, что она не нужна прочим православным? Потому что когда в чиновничьих кругах делают вывод об отсутствии социального заказа на православ­ное образование, я не могу не принять этот укор: детей у православных прихожан больше, чем их учится в нашей гимназии. Значит, что-то для их родителей оказалось ценнее, чем хрис­тианское мировоззрение, чем общество людей родственного духа, чем совместное дело, в ко­тором выковывается братская любовь и укреп­ляется вера.

Я знаю и сам часто повторяю: Православная гимназия - это не вся Церковь. Это - один из возможных путей сближения с Богом. Он от­крывает уникальные возможности, но, как и любой путь, - не универсален, кому-то подой­дет, а кому-то нет. Однако, как видится, вокруг вопроса о ценности православного образова­ния в нашем городе существует ряд ложных представлений. Вот о них-то и хочу сказать.

«Низкий уровень качества образования», «общеобразователь­ная программа удале­на на второй план». Это просто расхожая фраза, идеологический штамп времен Советского Со­юза, и за этой фразой стоит банальный отказ от попыток анализа. Наша школа трижды - поэтапно - проходила государственную аттес­тацию. Трижды комис­сия, возглавляемая иркутскими специалистами полняемость у нас - около 50% от максималь­но возможной. Ну так и в школах города эта на­полняемость в пределах 55%. Может, там тоже «отсутствует социальный заказ»? Нет, конечно, дело в другом. Детей стало меньше, чем было 15 лет назад. Меньше их стало везде, с чего бы их стало больше у нас? Хотя я сам думаю, что должно быть больше. Общеизвестно, что у ве­рующих людей семьи многочисленнее.

«В здании, которое занимает гимназия в
Центральном округе, можно было бы разместить
12 детсадовских групп и сократить
нехватку дошкольных учреждений на
250
мест». - Наверное, да. Но неужели кто-то возь-
мется сравнить и сказать: «11 классов менее
значимы, чем 12 детсадовских групп»? Я, на-
пример, не берусь сравнивать. И если мое мне-
ние в пользу 11 классов, то это в силу возраста
нашей школы. Мы 13 лет живем в здании, ко-
торое в 1997 году нам отдали, потому что оно
стало не нужно городу как детский сад. А так
в нем, все-таки, остались дети, а не банкиры
или чиновники. За эти 13 лет мы каждый угол
и каждую стенку «облизали» многократно, мы
вложили в это здание столько заботы и труда
(и, конечно, денег), что это тоже чего-то стоит,
а мы думаем, что дает право и считать его своим (а уж чувствуем мы его «своим» уже давно).
Не надо сталкивать нас лбами с теми, у кого
проблемы с получением места в детском учреждении НЕ ПО НАШЕЙ ВИНЕ, а по причине
полного отсутствия преемственности власти
в нашем городе и - как неизбежное следствие
- отсутствия стратегического плана развития
этого города. А мы де-
лаем то, что можем на

благо всех, кто захочет этим благом восполь­зоваться.

Но вот главный воп­рос у меня остался к православным роди­телям, которые к нам не приходят:

А почему вы не хо­тите воспользоваться теми  благами,  кото­рые есть у нас в школе? Что в ней настолько плохо, что вы не хотите, чтобы ваши дети были с нами? чего вы боитесь от нас получить или не получить? И вообще, дело в нас или в вас? Не случится ли так, что, пока вы размышляете: надо вам или не надо, «поезд уйдет», и когда вы решите, что надо, то уже ничего и не будет?

Я как директор и как родитель, у которого двое детей уже закончили эту школу и учится в ней третий (сей факт и сам по себе мог бы ска­зать многое), призываю всех сомневающихся: давайте мы не будем спорить с властями о том, чего они нам должны, а чего не должны, и что мы такие замечательные, а они не понимают. Давайте мы просто соберемся вместе и своим отношением покажем, что мы не пренебрежи­тельно малая величина. Если до конца этого учебного года мы увеличим свою численность еще хотя бы человек на 20, а то и 30, то ни у кого не поднимется рука и не повернется язык сказать, чтоб мы отсюда убирались, потому что не нужны даже самим себе.

Были разные причины, по которым кто-то от нас ушел, а кто-то просто не дошел. Многие из них уже отпали. Приходите, для начала просто поговорим, узнаем, что да как. Посмотрим, что мы вместе сможем улучшить. Ведь если вы хо­тите чего-то лучшего, то надо это делать свои­ми руками, а не ждать, когда кто-то сделает для вас, не те сейчас времена. Бог помогает труж-дающимся, Он же и покрывает все ошибки, невольно допущенные при искреннем стрем­лении сделать что-то доброе (по крайней мере, для тех, кто Его призывает в помощники). А от­сутствие Бога многократно усиливает последс­твия бездействия и нравственной пустоты.

Весной 2011 года истекает срок аренды зда­ния по ул. Крупской, 30 и заканчивается срок лицензии на право ведения образовательной деятельности. Процедура продления лицензии - вещь обычная, ее все проходят раз в 5 лет. Но для этого надо располагать зданием. Если в на­шей школе не станет больше учеников, то про­длить аренду будет, мягко говоря, весьма про­блемно. Так что, давайте пошевелимся. Нас уже стало больше - на 14 человек - в сравнении с прошлым годом: кое-кто вернулся, кое-кто пришел впервые. Но мы готовы на большее.

Директор Православной гимназии протоиерей Андрей Скрынько.

Предлагается обсудить эту тему в Форуме,где открыта соответствующая  Тема. 


 


 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку