Храм в честь Иверской иконы Божией Матери, село Покосное
Иркутская митрополия, Братская епархия.

Авторизация

E-mail:
Пароль:
Новости
Объявления
  • 16 Сентябрь 2017
    Что бы принять Таинство Крещения , необходимо прослушать две  Огласительных беседы . Первая Огласительная беседа состоится 2октября (понедельник)  - в 18-00. 
    24 Октябрь 2014
    Эстрадный исполнитель Александр Барыкин многим известен по песне "Букет". И мало кто знает, что еще в 2002 году был записан альбом "Молись, дитя!", где Александр предстает перед нами как исполнитель православных духовных песен в современной обработке. Песни можно прослушать и скачать на нашем сайте в разделе "Медиатека". 

Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице на евангельский отрывок, который читался во время Литургии в воскресение 1 августа 2010г.

священник михаил немнонов

Неделя 10-я по Пятидесятнице.

Об исцелении бесноватого юноши.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Во-первых, вспомним, откуда ученики пришли к народу? С горы, где Господь преобразился перед ними. Только что они на горе Преображения видели Славу Божию, как Он Сам сказал, видели Царство Божие, пришедшее в силе. И теперь внизу, у подножия горы, они видят бесовское царство, тоже пришедшее в силе - они видят толпу, собравшуюся вокруг бесноватого юноши. Подходит его отец – по всему видно, человек весьма неглубокой веры. Откуда видно его маловерие? Во-первых из того, что Христос говорит в ответ на его слова: "о, род неверный". Во вторых, он видит причину болезни сына в чем угодно, кроме своих грехов. Он был обманут от своего маловерия, как и мы с вами часто обманываемся. И пеняет на луну, потому что бес как искусный обманщик отвлек его внимание, вызывая припадки у сына именно в новолуние   для того, чтобы этот неверующий человек хулил творение Божие. А в третьих, его неверие видно из того, что он обвиняет учеников. Видите, как получается: сын страдал из-за неверия отца. Но отец юноши, как и подавляющее большинство людей,  был не склонен обвинять в чем-либо себя, и перекладывает ответственность на апостолов, которые не смогли его исцелить.

И, наконец, самое главное - он сам заявляет о своем маловерии: но если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 22). То есть он не верил  в Христа как в Господа, не верил в Его силу и обратился к Нему только от отчаяния,  «на всякий случай».

Иисус же отвечая сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами! доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне сюда.  Господь объясняет, почему бесовская сила с такой наглостью действует в людях: из-за их неверия. Кого  Господь называет "неверным родом?". Почему-то многие думают, что учеников. Но если и учеников, то в самую последнюю очередь. Потому что ученики как раз имели самую сильную веру из всех присутствующих. А называет неверным родом в первую очередь – неверующего отца вместе с больным сыном, а с ними и всех людей слабой веры. И говорит : "доколе буду с вами"? Это значило, что  Он  желает поскорее завершить свой земной путь через Крестные Страдания и больше не жить среди них. 

И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час. Запретил кому? По тексту следует, что самому лунатику. Запретил что? Видимо, «запретил» - значит прервал то умонастроение, которое привело к беснованию. Отсюда  видно, что и сам больной юноша был неверующим и таким образом  дал возможность  демону войти в него.

А евангелист Марк сообщает и такую деталь. Перед тем, как исцелить юношу, Господь говорит его отцу: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию! (Мк. 9, 23-24)  Бессмысленно изгонять бесов, когда их дом остается незанятым. И поскольку корень зла был в  неверии отца, то Христос вначале его и врачует.

Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?  Апостолы спрашивают так, потому что они испугались, не потеряли ли они дарованной им власти изгонять бесов?

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас. Господь и апостолов укоряет в маловерии, давая понять, что и они еще далеки от совершенства. Да, они имели власть изгонять бесов, и если бы отец юноши или сам юноша имели веру, то и апостолы по их вере помогли бы им. Но те были неверующие, и данной апостолам власти уже не хватило, чтобы им помочь. И Господь попускает им это, давая им убедиться в их немощи. Они убеждаются на собственном опыте, что одной данной им властью, не возрастая в вере,  они много не сделают. А если бы их вера была более глубокой, то и сумели бы сами исцелить этого юношу. Как и впоследствии совершили через веру многие другие дела. А что значит «с горчичное зерно»? Горчичное зерно невелико по виду, меньше макового зернышка, меньше миллиметра в диаметре. Но в нем заложено все растение. Та горчица, о которой говорит Господь, не похожа на нашу, а вырастала высотой метра в два, а то и три. Это были высокие травянистые заросли, но при том, что деревья в Святой Земле все низкие, горчица действительно могла быть выше других деревьев. И вот все это высокое и пышное растение  было заложено в маленьком, но живом и полноценном зернышке. Так и вера на первый взгляд кажется чем-то маленьким. Ну что там – принял человек Крещение – каких то 30—40 минут. Надел на шею маленький крестик. Читает небольшую книгу Евангелие. Некоторое время молится. Но если все это по настоящему,  то оно развивается в целую жизнь по вере, которая обращена ввысь, к высотам духа, туда, где действует благодать Божия. И кто имеет такую веру, тот может сказать горе: перейди, и гора переходит. Господь показал, как это бывает, изгоняя беса, а изгнать беса явно тяжелее, чем сдвинуть гору. Гору можно и экскаватором передвинуть, а беса вряд ли. И апостолы потом переставляли горы, но горы не земляные и не каменные, а душевные и духовные. Бывало, что и каменные горы расступались. Но апостолы делали гораздо большее. Привести языческий мир к христианству, да и просто помочь неверующему или язычнику стать христианином - дело более впечатляющее, чем все передвижения гор в истории, вместе взятые.

Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Это значит, что людям, которые оказались под властью демонов, то есть сделались бесноватыми или испытывают особые, сугубые бесовские искушения, нужно в первую очередь особо, сугубо молиться, как и тем, кому благословляется изгонять бесов. А молитва, как уточняет блаженный Феофилакт, «бывает истинною тогда, когда она соединена не с пьянством, а с постом».

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились. Заранее говорит им о Своих страданиях, предупреждая, что главные испытания их ждут впереди, что вера нужна не только для передвижения гор, но и чтобы устоять, когда горы падают и все кругом рушится. Когда время Его страданий настало, ученики почти все соблазнились, рассеялись и потеряли и ту веру, которая у них была, и увидели себя еще более слабыми и еще более беспомощными, чем когда-либо. Но потому и утвердились опять, что Господь  заранее приготовил их к этому.  И еще предупреждает их, чтобы знали, что Он идет на страдания по Своей воле. И  к печальному присоединяет радостное - весть о том, что Он воскреснет.

          Мы с вами в наших грехах, наших страстях и пристрастиях тоже бросаемся в огонь и в воду – в огонь вспыльчивости, гневливости, осуждения и злопямятливости, и воду мирских попечений, как говорит блаженный Феофилакт – «в  волны многочисленных житейских забот, в которых обитает... дьявол». Но все возможно верующему. И Господь спрашивает каждого из нас – «имеешь ли сколько-нибудь веры»? Такой веры, когда мы понимаем, что все Богу возможно, и Он нас слышит и видит, и Он может все, всегда и везде, и сделает, или вернее - может сделать все, о чем мы просим, если только это не вредно для нас и не затруднит наше спасение.

          Думаю, с зерно-то горчичное наберется вера у каждого. И в тех искушениях и скорбях, которых у каждого из нас предостаточно, соберем воедино всю свою веру, и скажем:  Господи! Помоги моему неверию! Аминь.

 


Назад к списку