Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице на евангельский отрывок, который читался во время Литургии в воскресение 19сентября 2010г.
Неделя 17-я по Пятидесятнице.
Об исцелении дочери хананеянки
Священник Михаил Немнонов.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Выйдя из Геннисаретской земли после беседы с неуверовавшими в Него иудеями о том, что оскверняет человека не еда неумытыми руками, а греховные поступки, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова.
Господь идет в страны Тирские и Сидонские, - в ту местность, где жили язычники, не для того, чтобы там проповедовать или совершать чудеса. Он и ученикам Своим запретил идти к язычникам, и Сам не учил в языческих землях. Время проповеди среди язычников еще не настало. Как Он Сам сказал, я послан к овцам погибшим дома Израилева, то есть Он проповедал израильтянам, чтобы те из них, кто уверует, проповедали язычникам. Господь идет в страны Тирские и Сидонские, чтобы укрыться на время от враждовавших против Него иудеев, поскольку многие иудеи не веровали в Него и все более раздражались на Его дела и учение. В евангелии от Марка сказано: и не хотел, чтобы кто узнал. Потому и не хотел, чтобы дать иудеям время спокойно обдумать все, что Он перед ними говорил и делал.
И вот является женщина хананеянка, то есть язычница, и требует у Христа милости в виде исцеления ее бесноватой дочери.
И Господь в ответ на ее просьбу молчит, то есть молча отказывает ей в ее просьбе.
Почему? Во-первых, потому что Господь не для проповеди и не для совершения чудес пришел в эту землю. Но при этом Он, конечно, знал, что сделает исключение для этой женщины. Однако же не отвечает на ее просьбу, чтобы укрепить ее веру.
Так и мы с вами, бывает, просим Бога о милости, и не получаем ее. И те, кто не имеет никакой веры, начинают сразу роптать, когда не получают у Бога того, что просят. А те, у кого вера есть, просят до тех пор, пока не получат, и тем временем укрепляются в вере.
И ученики Его приступивши просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Как и за нас с вами, бывает, молятся другие люди, и опять безуспешно. И здесь Господь, сказав, что Он послан только к погибшим овцам израильским, тем самым снова отказался исцелить дочь этой женщины. Здесь уже указывается причина отказа. Эта женщина была язычницей И Господь говорит, что сейчас время проповеди и чудес среди иудеев, а не среди язычников. Язычников Он предоставил Своим ученикам и тому времени, когда Его среди них уже не будет, подчеркнув этим разницу между народом, который в прошлом был верен Богу, и теми, кто и прежде Бога знать не хотел. И тех, и других Он призвал к Себе, в Свое Царство, но одних пригласил прийти Сам, а к другим передал приглашение через учеников. А эта женщина принадлежала к народу, который всегда был Богу неверен, и Христос сперва дал ей это почувствовать. Но этим господь еще более проявляет веру женщины, поскольку она и после того, как Господь отказал ей дважды, не собиралась отступать от своей цели.
А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Господь с еще большей силой указывает ей на ее язычество этим словом: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Дети, понятно, иудеи – они имели веру в Единого Истинного Бога. А псы – язычники, которые приносили жертвы идолам и понятия об истинном Боге не имели. Кто из нас перенес бы, если бы из уст Самого Христа услышал: нехорошо взять хлеб у детей - то есть людей более достойных, чем ты - и бросить псам, - то есть тебе и таким, как ты? Думаю, что мало кто из нас после этого продолжил бы свою молитву. А некоторые бы и вовсе отвернулись от Бога и от веры в Христа. Говорить перед Чашей от нихже первый есмь аз мы все умеем, только не умеем на самом деле так думать и чувствовать.
Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Она приняла слова Господа такими, как они были сказаны, без гордости и личных амбиций, и все-таки продолжала просить уже после третьего отказа. И она отвечает: хотя я и пес, и недостойна получить хлеб, то есть всю полноту Твоей проповеди и Твоей силы, дай мне хотя бы крошку, то есть малую часть того, что получают верующие в Тебя. Какую веру нужно было иметь для этого! А мала бы была ее вера, так и не получила бы она того, о чем просила и чего хотела.
И мы с вами часто не получаем того, о чем просим, потому, что для нас бывает полезнее просить Бога о чем-то подольше, чем получить просимое сразу. Тем не менее, мы получим то, о чем просим, если соберем воедино всю веру, какая в нас есть, и если будем просить со смирением, понимая, что причина наших бед в нас самих. Не те получат милость от Бога, кто скажет – «сделай это МНЕ», а те, кто вспомнит о псах, которые едят крошки со стола у детей, и скажет: «Дай же и мне хотя бы часть того, что ты даешь людям лучшим, чем я». Господь говорит: Просите – и дано будет вам; ищите – и найдете; стучите – и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему будет открыто. Будем просить, искать и стучать, не сомневаясь и не отступая. И нам будет дано, и мы найдем, и нам будет открыто. Аминь.
Назад к списку